Статьи о групповой терапии

Раздел статей, посвящённых групповой и комбинированной психотерапии

Раздел статей

Здесь вы найдёте материалы от ведущих специалистов, раскрывающие теорию и практику сочетания индивидуальной и групповой терапии, а также особенности работы с разными типами терапевтических групп.

Анна Алонсо, PhD и Дж. Скотт Рутан, PhD. Общие дилеммы при сочетании индивидуальной и групповой терапии

Лечение пациентов с использованием сочетания индивидуальной и групповой терапии представляет собой сложную задачу как в теоретическом, так и в техническом плане. Неизбежные парадоксы, возникающие при таком подходе, могут поставить в тупик даже самого опытного клинициста. В данной статье рассматриваются некоторые из этих конфликтов, анализируются преимущества и недостатки комбинированного лечения, а также обсуждаются противопоказания для определенных категорий пациентов.

Эрнесто А. Амаранто и Шейла С. Бендер. Индивидуальная психотерапия как дополнение к групповой психотерапии

В данной статье описывается форма комбинированной психотерапии, в которой индивидуальные сеансы используются как дополнение к групповой терапии. Каждый участник группы регулярно посещает индивидуальные сеансы, основная цель которых — работа над текущими групповыми процессами. Индивидуальные сеансы проводятся по очереди, обычно раз в четыре недели для каждого участника. Дополнительные индивидуальные сеансы доступны только в случаях, требующих срочного вмешательства. Групповая терапия рассматривается как основной терапевтический компонент. Этот подход, сочетающий индивидуальные и групповые методы, является экономически эффективным и применим как в клинических условиях, так и в частной практике.

Ханс В. Кон. Двойной контекст: о сочетании индивидуальной и групповой терапии

В своей первой книге по групповой терапии С.Х. Фулкс (1948: 41) писал:

Я считаю, что групповой анализ в сочетании с одной или двумя индивидуальными сессиями является оптимальным вариантом в частной практике.

Однако он не сохранил этот благоприятный взгляд на сочетание групповой и индивидуальной терапии. Шестнадцать лет спустя, в примечании к переизданию статьи, первоначально опубликованной в 1944 году, он отметил следующее..

Групповая терапия обучение: путь к профессионализму и личностному росту

Групповая терапия – это метод психологической помощи, при котором несколько человек собираются вместе для обсуждения своих проблем, обмена опытом и поддержки друг друга под руководством квалифицированного терапевта. Для специалистов, стремящихся овладеть этим методом, обучение групповой терапии становится важным этапом профессионального развития. В данной статье рассмотрены особенности обучения групповой терапии, основные компоненты программы, методы работы и преимущества такого образовательного процесса.

Роль ведущего группы: задачи и функции

Ведущий группы – ключевая фигура в групповом процессе, от компетентности и интуитивного понимания его задач напрямую зависит успех терапии. Роль ведущего включает несколько аспектов..

Динамика в групповой терапии и роль ведущего группы

Групповая психотерапия – это уникальный метод психологической помощи, позволяющий участникам не только прорабатывать личные проблемы, но и находить поддержку в коллективном взаимодействии. Одним из ключевых аспектов этого подхода является динамика группы, то есть совокупность процессов, происходящих между участниками в процессе совместной работы. От правильного понимания и управления динамикой зависит эффективность терапии, а ключевую роль в этом процессе играет ведущий группы. В данной статье рассмотрим, что такое групповая динамика, какие этапы ее развития существуют и какова роль ведущего в создании безопасного и плодотворного пространства для личностного роста.

Виды групповой психотерапии

Групповая психотерапия представляет собой эффективный метод психологической помощи, при котором несколько человек собираются в рамках единой терапевтической сессии для обсуждения своих проблем, обмена опытом и получения поддержки от сверстников. При этом формат работы может существенно варьироваться в зависимости от выбранного подхода и специфики решаемых вопросов. В данной статье рассмотрены основные виды групповой психотерапии, их особенности, преимущества и возможные ограничения.

Группа потерь: как происходит лечение, преимущества и недостатки

Потеря близкого человека, расставание, утрата смысла жизни или значимой работы — все это тяжелые испытания, с которыми сталкивается каждый человек. В такие моменты важно не оставаться наедине со своей болью, а найти поддержку и понимание. Одним из эффективных методов психологической помощи является группа потерь — особый формат групповой терапии, направленный на проживание и преодоление утраты. В этой статье мы рассмотрим, как происходит лечение в группе потерь, какие преимущества и возможные недостатки существуют у данного метода.

Группа для зависимых: особенности работы психолога

Современный мир полон стрессов, социальных и личных вызовов, которые нередко приводят к зависимостям. Алкоголизм, наркомания, игровая и пищевая зависимости, созависимость — это лишь часть проблем, с которыми сталкиваются люди. Одним из эффективных методов помощи является работа в терапевтических группах под руководством квалифицированного психолога.

Групповая терапия: понятие, преимущества и решаемые задачи

Групповая терапия – это метод психологической помощи, при котором работа с клиентами происходит в группе под руководством профессионального терапевта. Такой формат позволяет участникам не только делиться своими переживаниями, но и получать поддержку, обратную связь и новые способы решения проблем. Групповая терапия используется в различных направлениях психотерапии и эффективна при работе с широким спектром психологических и эмоциональных трудностей.

Питер Прапер. Случай комбинированной терапии: некоторые феномены развития и объектных отношений

В данной статье представлено тщательное исследование процесса развития от диадных отношений, индивидуации и сепарации через триадические отношения к групповым отношениям, с акцентом на тяжело выраженного шизоида на его пути к взаимозависимости и групповые феномены, вовлеченные в этот процесс. В то же время была принята во внимание вновь открытая модальность комбинированной терапии.

Ури Левин. Множество в Одном: Множественные Состояния Я в Комбинированной Психотерапии

Согласно некоторым реляционным подходам, психическое здоровье проявляется в способности переключаться между различными состояниями «Я», сохраняя при этом субъективное ощущение непрерывности «Я» во времени и пространстве. Комбинированная психотерапия предоставляет пациентам уникальное пространство, существующее между двумя формами терапии — индивидуальной и групповой. В рамках комбинированной терапии пациенты, а также терапевты, сталкиваются с множественностью состояний «Я», возникающих в контексте этой сложной ситуации как часть взаимного интерсубъективного процесса. В статье анализируются преимущества комбинированной терапии с точки зрения теорий, рассматривающих множественные состояния «Я». 

Фелисити де Сулуэта и Питер Марк. Привязанность и сдерживаемое расщепление: интегрированный подход групповой и индивидуальной терапии в лечении пациентов с пограничным расстройством личности

В данной статье авторы описывают трехкомпонентную модель комбинированной групповой и индивидуальной терапии, предназначенную для пациентов с тяжелым пограничным расстройством личности (ПРЛ). Особенностью данного подхода является интеграция принципов теории привязанности в практику групповой и индивидуальной терапии посредством систематического супервизирования и регулярных командных встреч. После описания организации проекта и теоретического обоснования, базирующегося на теории привязанности, представлены материалы, полученные в ходе групповой терапии.

Истоки зарождения психологии

Психология, как наука, исследующая поведение человека и его психические процессы, имеет долгую и многослойную историю. Несмотря на то, что психология стала независимой областью науки только в XIX веке, её истоки уходят глубоко в прошлое. Сама идея о попытке понять природу человеческой души и разума зародилась еще в Древней Греции и других древних культурах. В этой статье мы проследим развитие психологии от её философских корней до становления научной дисциплины.

Страхи посещения психолога

В последнее время внимание к психическому здоровью становится всё более актуальным. Однако несмотря на рост осведомленности о важности психотерапевтической помощи, многие люди по-прежнему испытывают страх перед посещением психолога. Этот страх часто мешает людям получить необходимую помощь и поддержать свое психическое здоровье. В данной статье мы рассмотрим самые распространенные страхи, которые могут останавливать людей от обращения к психологам, а также способы преодоления этих барьеров.

Групповой анализ: теоретические основы и практическое применение

Групповой анализ — это метод психотерапевтической работы, который основывается на принципах классического психоанализа, но применяется в контексте группового взаимодействия. Он сочетает в себе традиционные методы работы с индивидуальными психическими конфликтами с возможностями, которые предоставляет групповая динамика. Этот подход активно используется как в психотерапевтической практике так и в разных организациях (от медицинских до коммерческих) а , так же и в различных профессиональных областях, таких как социальная работа, педагогика и организация труда.

Отличие групповой терапии и индивидуальной: сравнительный анализ

Психотерапия, как важный инструмент для работы с психическими расстройствами и эмоциональными трудностями, включает в себя различные подходы и методики. Два наиболее распространённых метода — это индивидуальная терапия и групповая терапия. Оба эти метода имеют свои особенности, преимущества и ограничения, и их выбор зависит от потребностей пациента, его личной ситуации и целей терапии. В этой статье мы рассмотрим ключевые различия между групповой и индивидуальной терапией.

Четвериков П.А. «Некоторые особенности динамики открытой психотерапевтической группы психиатрического профиля»

Пациент психиатрического стационара в нашей стране — это человек оторванный от жизни, от привычного мира. Трудно даже представить себе чувства и мысли человека, чей мир рушится как внутри и снаружи. Моим коллегам психиатрам хорошо известен тот факт, что очень часто одним из компонентов начинающегося психоза являетсяострое ощущение измененности. Пациенты говорят об том, что что-то изменилось, то ли они сами, то ли мир вокруг них. Особенно ярко это состояние при первом приступе психоза. Именно это внутреннее ощущение и отражает то, что мы называем утратой контакта с реальностью. Но что происходит дальше? Это изменение перестает быть только субъективным, объективная реальность накладывает на него свой мощный отпечаток — госпитализация в психиатрический стационар, зачастую против желания самого пациента.

Пажильцев И.В. «Групповая культура: аспекты развития»

Доклад на VIII конференции ОГРА «Групповой анализ и культура:

соприкосновение здоровых и патологических процессов». Санкт-Петербург,

2012 г.

Луис Ормонт. «Групповое сопротивление и терапевтический договор»

Ormont, Luis. Group Rsistence and Therapeutical Contract

Несколько лет назад Спотниц (1932) заключил, что групповое сопротивление – это важный фактор в психоаналитическом лечении и понимание сопротивления имеет большое значение в работе аналитика. На сегодняшний день никто, кроме него, не сделал серьёзной попытки изучить это явление. Способность распознать сопротивление, работать с ним, увеличивает эффективность анализа и позволяет аналитику более успешно заимодействовать с насущными проблемами. Как и в индивидуальном анализе, пациент в группе испытывает сопротивление при вербализации неприемлемых мыслей, чувств, фантазий, импульсов и воспоминаний, особенно тех, которые относятся к другим пациентам или аналитикам..

Мифы о групповой терапии

Групповая терапия — это процесс, который не до конца понятен тому, кто ни разу не посещал её. По этой причине появились различные мифы о том, как проходят встречи и кто что «должен» говорить и делать внутри группы.

Вот несколько из них…

Коновалова Л., Волкова С. «Опыт работы подростковых психоаналитических групп»

Запрос, с которым обращаются родители подростков в Центр: снижение мотивации к обучению или полный отказ от посещения школы, связанный с конфликтными отношениями с учителями и группой сверстников.

В основном в состав группы входят дети разведённых родителей, дети, имеющие отвергающую мать, дети-инвалиды, дети из социально неблагополучных семей. На базе Центра находится школа для обучения данного контингента подростков. При вхождении ребенка в новую школу, школа в целом воспринимается им как отвергающая или преследующая мать. Таким подросткам свойственна плохая интеграция между Я-концепцией и концепциями значимых других, противоречивость в восприятии самого себя, поверхностное восприятие других, непоследовательность и хаотичность поведения..

А. Кореалле. Эмпатия при работе с психотическими состояниями в группе, проходящей в учреждении

Клинический случай с психотическими пациентами показал, что значительное
продвижение будет сделано тогда, когда будет решена фундаментальная проблема более
легкого установления эмпатии. Могут ли эмоциональная состояния этих пациентов
действительно чувствоваться, или, лучше, как может быть активизирован контакт с
людьми, умственная деятельность которых перепутана, противоречива, хаотична, и
время от времени проявляет характеристики, которые являются столь уникальными, что
не могут быть предварительно принятыми? Опыт быть понятым, принятым и
оцененным очень полезен для «Я» психотического пациента, но действительно
сопереживающее понимание настроения этих пациентов чрезвычайно проблематично..

История развития группового метода

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечить свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды. 

Многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, прибегали к групповой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода. Аристотель называл человека “общественным животным” и рассматривал его потребность в установлении контактов с себе подобными в качестве источника его силы. 

Напишите нам!
Ответим на ваши вопросы.

Поможем выбрать формат, расскажем о программе и ответим на вопросы.

Контакты

Подпишитесь на рассылку

Мы не будем надоедать. Письма будут приходить не чаще одного раза в месяц и они заслуживают Вашего внимания!

© 2025 АНО ИГТ Интеграция. Все права защищены.

Получите консультацию по обучению

Поможем выбрать формат, расскажем о программе и ответим на вопросы.