Существует много определений понятия Групповой психотерапии.
Этот термин может относиться к любой форме психотерапии, когда она проводится в групповом формате.
Групповая психотерапия — это терапия людей в группе. Это метод решения эмоциональных, поведенческих, личностных и межличностных проблем, инструмент самосовершенствования, терапевтический эффект которого основан на взаимодействии и взаимовлиянии людей в психотерапевтической группе.
Главная идея групповой терапии в том, что люди при определенных условиях и в сопровождении профессионального ведущего могут создавать друг для друга мощную психотерапевтическую среду (в некоторых случаях более эффективную, чем индивидуальная работа), в которой каждый член группы через осознавание себя и своих повторяющихся сценариев, имеет возможность их изменить, улучшая качество своей жизни.
Люди в группах часто обнаруживают, что они повзрослели только физически и реагируют на трудности жизни и других людей из детской позиции, продолжая чувствовать себя детьми и опасаясь разоблачения. Иногда эти переживания спрятаны и от них самих, и только по своим реакциям можно увидеть своего обиженного внутреннего ребенка. В психотерапевтических группах возможно психическое взросление и мы на нашей программе обучаем специалистов работать с группами и создавать условия для терапевтических изменений.
Базовый уровень
Цель программы:
Ознакомить психологов с основными понятиями и представлениями о групповой терапии, с корнями и теоретическими основами групповой работы. Пройти опыт групповой терапии не только теоретически, но и “прожить” его как участник группы. Сформировать навыки работы с разными группами, познакомиться с ведущими направлениями групповой работы и спецификой работы с различными темами.
Для кого эта программа?
Программа предназначена для психологов различной ориентации, склонных к глубинной работе, готовых расширять репертуар своих взглядов и стилей работы как индивидуально, так и в группе.
Основные техники, используемые при проведении программы
- Индивидуальная работа
- Работа в групповом процессе
- Супервизорская практика
- Дидактическое обучение
- Теоретические дискуссии
- Структурированные упражнения
- Демонстрация работы ведущих и участников программы с разбором
- Запись на видео камеру групповых сессий с анализом
В результате участия в программе вы:
- Получите знания об основных понятиях и феноменах групповой
психотерапии; - Ознакомитесь с теоретическими основами групповой терапии: с вкладом в
становление и развитие групповой психотерапии: Я. Морено, З. Фоуксом, Ф.
Перлзом, И. Яломом, У. Бионом и др.; - Сформируете умение видеть и опираться на феномены группы, умение
подбирать правильные интервенции, исходя из понимания группового процесса; - Сможете развить свою чувствительность и умение помогать участникам
группы продвигаться от обычных разговоров к более глубокому исследованию
субъективного опыта; - Приобретете умения и навыки отслеживания процессов, происходящих в
глубинной работе с группой; - Сформируете навыки ведения рабочей группы, работы с сопротивлением,
переносом и контрпереносом в процессе длительной работы группы; - Получите возможность для личностного роста и проработке собственных
проблем.
Программу базового уровня ведет команда специалистов Института Групповой Терапии “Интеграция”, исходя из тем и расписания:
Павленко А.Н
Кирильчук Е. В.
Хейфец Н.Л.
Чернова М. Ю.
Кувшинова С. И.
Могунова Л. А.
Кондаурова А. Г.
Срок обучения – 249 ак. часов
Стоимость 20500 рублей за 1 блок (при единовременной оплате всего курса обучения предусмотрена скидка).
В стоимость каждого блока входит:
— лекционно-практические занятия в субботу и воскресенье с 10 до 18 часов (время московское);
— еженедельное участие в группе самопознания+ дополнительные семинары преподавателей и приглашенных специалистов по групповой терапии
Программа первого года (базовый уровень, повышение квалификации 249 академических часов)
1–2 февраля 2025 г
Общая характеристика групповой психотерапии: история развития групповой психотерапии. Разнообразие терапевтических групп. Основные принципы обучения групповой психотерапии. Преимущества и недостатки Групповой психотерапии. Этика групповой психотерапии, основные принципы. Практика работы в групповом процессе в роли ведущего, участника и наблюдателя. Ролевые упражнения, интервизорские малые группы.
1-2 марта 2025 г
Групповой терапевт: личность, навыки, квалификация. Особенности роли ведущего группы. Функции ведущего. Динамическое администрирование (как матрица ведущего влияет на создание группы, с чего начинается группа, особенности при наборе группы. Контракт с участниками или правила группы). Ко-терапия: преимущества и недостатки. Практика работы в групповом процессе в роли ведущего, участника и наблюдателя. Анализ демо-группы. Ролевые упражнения, интервизорские малые группы.
12-13 апреля 2025
Терапевтические лечебные факторы в групповой терапии: 11 факторов по И. Ялому. Поддерживающая среда. Факторы самораскрытия. Факторы научения. Механизмы изменений: имитация, идентификация, интернализация (Дж. Рутан). Феномены бессознательного: механизмы психической защиты. Сопротивление. Перенос. Контрперенос. Отыгрывание. Практика работы в групповом процессе в роли ведущего, участника и наблюдателя. Анализ с видео демо-группы. Ролевые упражнения, интервизорские малые группы.
17-18 мая 2025
Групповая динамика и групповое развитие. Лидерство. Роли. Групповая культура. 4 фазы группового развития. Эффекты групповой динамики и группового развития. Уходы из группы и завершение. Практика работы в групповом процессе в роли ведущего, участника и наблюдателя. Анализ с видео демо-группы. Ролевые упражнения, интервизорские малые группы.
28-29 июня 2025
Группа экзистенциального опыта. Базовые экзистенциальные данности в групповой терапии.
Фокусы групповой терапии. Цели групповой терапии в экзистенциальном подходе, факторы, влияющие на терапию, работа с групповой динамикой. Экзистенциальный- эксперт по отношениям. Фокусы работы, основные принципы работы, личность терапевта. Виды тревоги. Мужество быть собой. (По П.Тиллиху). Тематическая терапевтическая группа. Практика работы в групповом процессе в роли ведущего, участника и наблюдателя. Анализ демо-группы. Ролевые упражнения.
2-3 августа 2025
Гештальт группы. История. Особенности.
Знакомство с основными понятиями гештальт терапии (Организм и окружающая среда, цикл контакта, Теория Self). Теоретические основы групповой гештальт терапии. Роль и задачи ведущего в гештальт группах. Понятие «селективное самораскрытие». Экспериментальный и диалогический гештальт. Эксперименты в гештальт группах. Принципы построения экспериментов в гештальт группах. Практическое занятие, работа в группах: Гештальт группы: как вы их видите после знакомства с теоретическими основами гештальт терапии. Практика работы в групповом процессе в роли ведущего, участника и наблюдателя. Ролевые упражнения.
6-7 сентября 2025
Групповая работа с зависимыми. «12 ошибок- 12 шагов» — вводный курс по работе с зависимыми.
Общая информация о сущности заболевания. Диагностическое интервью. Проявления зависимости. Рамки и границы в групповой работе с зависимыми. «Слепые пятна» терапевта. Работа с «виной». Программа «12 шагов». Возвращение к ответственности. Попытка «изменить» зависимого. Ложь и наигранность в терапии. Риски в отношении семьи зависимых. Ожидание интенсивной динамики. Сочетание групповой терапии и программы «Двенадцать шагов» Практика работы в групповом процессе в роли ведущего, участника и наблюдателя. Анализ демо-группы.
4-5 октября 2025
Групп-анализ как метод групповой психотерапии.
Знакомство с методом группового анализа. Обсуждение границ и правил в малой группы. Практика установления границ ведущим в малой группе. Рабочая группа и сопротивление в малой группе. Теория базовых допущений У.Биона. Работа дирижера малой группы. Динамическое администрирование. Работа дирижера с малой группой. Фокусы внимания и интерпретации. Разбор виньеток. Виды групп. Набор групп. Практика работы в групповом процессе в роли ведущего, участника и наблюдателя.
1-2 ноября 2025
Психодрама и методы действия в работе с подростковыми группами.
Психодрама и методы действия в работе с подростковыми группами. Знакомство с методом психодрамы и его основными понятиями. Особенности подросткового возраста. Теория ролевого развития и ее связь с развитием модели психических состояний. Что такое социометрия. Использование принципов и техник психодраматической социометрии в работе с разными фазами развития группы по Б.Такману. Поиск личных и групповых тем в подростковой группе. Использование методов социометрии, «пустого стула» и социодрамы в развитии у подростков пяти основных коммуникативных компетенций. Модели групповой динамики и их отражение в подростковой группе. Психодраматические приемы работы с групповой динамикой и личными темами участников.
13-14 декабря 2025
Супервизия в группе. Супервизия группой.
Что такое супервизия. Цели, задачи. Различия индивидуальной и групповой супервизии. Матрица. Динамическое администрирование. Диалог, дискурс, свободная групповая дискуссия. Резонанс. Прямое и обратное отзеркаливание. Параллельный процесс. Групповая динамика. Базовые допущения. Горизонтальная динамика. Зависть, ревность, конкуренция. Вертикальная динамика. Борьба за власть. Атаки на авторитет. Стыд и раскрытие. Проективная идентификация. Конденсатор. Негативная способность. Трансляция и перевод. Социальное измерение. Взаимность и взаимозависимость. Мета-позиция и расширение.
10-11 января 2026
Вмешательства терапевта. Виды вмешательств: фасилитация, интерпретация, самораскрытие, действие и так далее. Разбор клинических случаев. Техники. Практика работы в групповом процессе в роли ведущего, участника и наблюдателя. Анализ с видео демо-группы. Ролевые упражнения, интервизорские малые группы.
7-8 февраля 2026
Трудные группы и трудные пациенты. Пограничные пациенты. Нарциссический пациент. Монополист. Молчун. Биполярный пациент. Скучный пациент. Воздействие их на группу, динамику, принципы воздействия терапевта. Варианты удаления из группы. Практика работы в групповом процессе в роли ведущего, участника и наблюдателя. Анализ демо-группы. Сертификация. Подведение итогов. Перспективы.
В завершении программы выдаются дипломы о повышении квалификации, гос. образца.