История развития группового метода
Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечить свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды.
Многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, прибегали к групповой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода. Аристотель называл человека “общественным животным” и рассматривал его потребность в установлении контактов с себе подобными в качестве источника его силы.
Научные исследования влияния группы начались с 1895 года когда французский социальный психолог Гюстав Лебон ввел понятие “группового сознания”. Лебона интересовали большие группы, и поскольку на него произвел большое впечатление примитивный характер людей в больших группах, он использовал слово “ТОЛПА”, для обозначения основного объекта своих исследований. Он предположил, что люди, становясь частью толпы, начинают испытывать на себе гипнотическое воздействие и их поведение при этом изменяется. Они утрачивают чувство ответственности за свои поступки , и их поведением начинает управлять “групповое сознание”. Основная идея Лебона (1895-1920) заключалась в том, что когда люди объединяются в группы, у них ослабляются присущие им определенные человеческие функции. Он считал, что большие группы людей отличаются регрессивным, примитивным и нецивилизованным поведением. Он связывал эти изменения с действием трех факторов:
- во-первых он полагал, что благодаря нахождению в группе, люди начинают ощущать силу и непобедимость (стая малолеток или фанатиков, случай про новый год на Красной площади)
- Во-вторых, что в группах наблюдается эффект “заражения”, как особого рода гипнотическое состояние, связанное с воздействием группы на ее членов.
- и самое главное, Лебон полагал, что находясь в группе, люди становятся особенно внушаемыми.
Английский ученый Уильям Мак-Дугалл, пришел к тем же выводам, вместе с тем, высказал новую идею, что хотя нахождение людей и делает поведение людей менее цивилизованным, оно не исключает проявление индивидуальных особенностей. Таким образом, он один из первых указал на имеющиеся в группе возможности положительного изменения поведения ее членов и предпосылкой реализации положительного потенциала группы является ее организация, а именно наличие ясно обозначенной общей цели, осознаваемой всеми ее членами.
Наиболее сильное влияние на развитие групповой психологии и психотерапии в США оказали теория и практика психоанализа, берущие начало в работах Фрейда.
Феномен группы занимал Фрейда главным образом в связи с интересом к психологии масс и склонности членов группы идентифицировать себя с сильной личностью, играющей роль лидера. Зигмунд Фрейд внес существенный вклад в развитие этих исследований. В своих исследованиях он предположил, что группа формируется тогда, когда у ее членов возникает либидинозная зависимость от лидера и друг от друга. В качестве иллюстрации этого тезиса он приводил армию: “очевидно, что солдат воспринимает тех, кто стоит за ним, а именно командующего армией, в качестве своего идеала; при этом он идентифицируется с себе равными, благодаря чему в их сообществе возникает обязательство взаимной помощи и равной ответственности, разделяемой всеми его членами”.
К групповой терапии Фрейд симпатий не питал, но один из его последователей, Альфред Адлер, попробовал адаптировать методы индивидуальной терапии для работы с группами, так как психоанализ считался в высшей степени элитарным и он учредил несколько консультативных центров, где использовал групповой подход.
Наиболее близкой к реальной групповой терапии была работа в рамках Вечернего общества по средам. В течении первого десятилетия этого века группа психоаналитиков регулярно встречалась для того, чтобы обсуждать теоретические положения психоанализа, приводя в качестве иллюстрации свою работу с пациентами. Такие пионеры как Альфред Адлер, Луи Андреас Салом, Пол Федерн, макс Граф, Вильгельм Райх, Герман Нюнберг, Альфред Саенгер и Франк Виттельс регулярно посещали эту группу. Поначалу группа носила обучающий формат, основатель Вильгельм Штекель, пациент Фрейда, где Фрейд был лидером группы.
Лишь недавно, как метод воздействия группы на личность, стал предметом научно-психологического исследования. Поведение индивидов в группах и влияние группы как на практически здоровых, так и на больных людей стали предметом исследований только в 19-20 веках.
Одним из первых, кто применил групповой метод для лечения, был Джозеф Пратт, врач из Бостона, который занимался лечением больных туберкулезом и которым бедность не позволяла лечиться в стационаре. В 1905 году он с целью экономии времени стал собирать пациентов в группы по 20 человек, прямо по месту жительства и рассказывать им об основах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и так далее. Пратт был заботливым наставником, и имел дар убеждения,но изначально не придавал значение их самостоятельному лечебному потенциалу. И только к 30-м годам он пришел к убеждению, что основой терапии является благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать сеансы для лиц, не имеющих соматических нарушений. В течении достаточно долго времени Пратт оставался пионером в области разработка групповых методов лечения.
Итак:
Основная идея такой группы заключается в том, что люди с одной и той же проблемой, имеющие один и тот же болезненный опыт могли поделиться друг с другом.
Основной элемент — участники группы дают друг другу информацию, инструкции и советы как справляться с этой проблемой. Такой подход может относиться к психологическим, социальным и физическим проблемам. То есть, участники группы имеют одинаковую болезнь или один и тот же опыт. Например, «Анонимные алкоголики» или группы солдат, имеющие травматический опыт военных действий.
Второй элемент взаимная поддержка членов группы. В этих группах необходимо создать атмосферу, в которой нет угрозы, в этих группах участники обычно не высказывают высокий дистресса и агрессии друг к другу. Это особенно характерно для тех групп, которые встречаются без формального ведущего, т.к. опыт подсказал, что порой уровень напряжения достигает такой выраженности, с которым в группе не справится.
В группе существует заранее запрограммированный формат схема. Эта схема похожа на образовательные занятия. Это может быть 10-11 встреч, на каждую из которых определяется тема. Часто дается домашнее задание, которое необходимо выполнить между встречами.
Лидер выполняет роль учителя. В Англии есть группы, которые помогают справляться с тревогой, злостью. Казалось бы такие группы легко вести и для этого не требуется специальной подготовки. Их ведут люди без достаточного опыта. Но на самом деле они сталкиваются с определенными трудностями, и было бы хорошо, чтобы в них осознавалась групповая динамика.
Группы действия.
Это направление ГПТ было основано Якоба Морено в 20 — 30-е годы. Он создал психо- и социодраму, которые стали в США основным видом психотерапии групп. Они легли в основу других групп, где используется психодрама. Он важная фигура современной групповой терапии, утверждал, что начал использовать подход в 1910 году, и обычно ему присваивают введение “Групповая терапия” 1932 год. Очень часто в группе проводятся упражнения, направленные на стимулирование в людях эмоциональных реакций. Используется пустой стул, подушки. Участники меняются ролями.
Также нужно обратить внимание на еще одно направление, которое дало в 1960 годах 3-й толчок в групповой терапии, это гуманистическое движение. Эти группы были ориентированы на развитие и рост личности, чем на избавление расстройства. Такие терапевты, как Карл Роджерс, впервые применил свой клиенто-центрированный подход, для работы с группами, работа ведущего более либеральна, где особое внимание на взаимоотношения членов группы, формируя спонтанные отношения : я-ты- взаимоотношения.
И в групповой психологии, есть еще одно течение, пока еще не вполне возможно осознанное психотерапевтами. Речь идет об исследованиях групповой динамики психологами и социологами академического толка. Современная социология возникла в 19 веке как наука, изучающая взаимосвязь социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей. Первый эксперимент был представлен Триплетт 1897 г, “социальное облегчение” когда велосипедист увеличивает скорость в присутствии других велосипедистов, а в 60 годах исследования показали, что решения принимаемые индивидами в одиночку более консервативны, чем решения принимаемые после обсуждения в группе. “Сдвиг к риску” это тенденция идти на большой риск, когда решения принимаются с оглядкой на группу.